Повышение финансовой грамотности

Программа онлайн-семинара

Банк России проведет открытый семинар по работе с облигациями для регионов ЮФО и СКФО

Приглашаем Вас принять участие в онлайн-семинаре

Уважаемые жители Камызякского района!
В рамках исполнения пункта 7 Плана мероприятий регионального проекта по повышению финансовой доступности в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных районах Астраханской области на 2021 год (далее – Дорожная карта) Отделение по Астраханской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение Астрахань) проводит опрос о состоянии финансовой доступности и удовлетворенности населения работой финансовых организаций.
В рамках предстоящего исследования по финансовой доступности запланировано анкетирование населения муниципальных образований Астраханской области.
Опрос будет проводиться в интерактивном виде с предоставлением доступа к заполняемой форме анкеты в сети интернет (по выбору респондента) при помощи считывания смартфоном QR-кода либо путем ввода прямой ссылки в браузере мобильного устройства (смартфон, планшетный компьютер), персонального компьютера.

Ссылка и QR-код для доступа к анкете

https://forms.gle/sQqkvLb6WCorJ1Te8

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ломбарды

Заложила в ломбард цепочку. Если вовремя не выкуплю, то потеряю свою вещь, ее продадут?

Отвечает Анна Лесных, эксперт Отделения Астрахань Южного ГУ Банка России

– Если вы не успеваете выкупить в срок заложенную в ломбард вещь, то у вас есть еще ровно месяц, чтобы погасить долг и вернуть предмет залога. Это право гарантировано заемщику 196-ФЗ «О ломбардах». За это время, помимо процентов за период пользования деньгами по договору, может быть начислен штраф за каждый день просрочки. Таким образом, ваша задолженность может вырасти. Однако важно знать, что насколько бы заемщик не опоздал – на день или месяц, неустойка (штрафы, пени) не может превышать сам долг более чем в 1,5 раза. Такие ограничения действуют с начала текущего года.

Спустя месяц после окончания срока договора займа ломбард на законных основаниях может продать вашу вещь. Деньги пойдут на погашение долга. Если организация-кредитор выручит от продажи меньше одолженной вам суммы, заем все равно будет считаться погашенным. Если ломбард продаст вашу вещь по более высокой цене, чем сумма займа и набежавшие проценты, то вы можете потребовать вернуть вам разницу. По закону сделать это можно в течение трех лет со дня продажи залога.

 Какие документы должен выдать мне ломбард, приняв вещь в залог?

Отвечает Анна Лесных, эксперт Отделения Астрахань Южного ГУ Банка России

– После совершения сделки c ломбардом у заемщика должны остаться деньги и два документа – это договор, где прописаны индивидуальные условия потребительского займа в табличной форме, и залоговый билет. Ломбард обязан выдать его заемщику. Именно залоговый билет является документальным подтверждением права на возврат принятой в залог вещи, он позволит выкупить ее обратно. Здесь должна быть указана вся информация о заемщике, закладываемом имуществе, оценочной стоимости, сумме займа и сроках его предоставления. Если вы сдаете в ломбард ювелирное украшение, то в билете должны быть указаны габарит, вес, цвет изделия, описание металла и камней – все, что позволяет идентифицировать именно эту вещь.

Если вы обратились в ломбард, но вам отказывают в выдаче залогового билета, возможно, вы имеете дело с недобросовестным представителем данной индустрии или нелегальным кредитором.

Кроме того, стоит убедиться, что кредитор застраховал вашу вещь на случай рисков повреждений и утраты (например, кражи) и попросить предоставить договор страхования. Это обязанность ломбарда. Для заемщика – услуга бесплатна. Вещи, принятые в залог, должны быть застрахованы на сумму, равную сумме оценки. В  страховке вы должны быть указаны в качестве выгодоприобретателя.

Кредитные каникулы

У меня кредитка с лимитом 80 тысяч рублей. Сейчас финансовые трудности, могу ли я попросить у банка отсрочку, чтобы какое-то время не платить?

Отвечает Николай Осипов, заместитель управляющего Отделением Астрахань Южного ГУ Банка России

– Если у вас возникли финансовые трудности, и платежи по кредиту стали не по силам, необходимо сразу сообщить об этом своему кредитору. Банк может предложить вам реструктуризацию долга, то есть пересмотр условий для уменьшения размера ежемесячного платежа. Если ваши доходы за последний месяц снизились более чем на 30% по сравнению с 2019 годом, и вы можете подтвердить это документально, то у вас есть право взять кредитные каникулы на период до 6 месяцев по новому антикризисному закону №106-ФЗ. При этом, кредитная карта должна быть выдана до 3 апреля 2020 года, а ее лимит не превышать 100 тысяч рублей. Подчеркну, речь идет именно о лимите по карте, а не об оставшейся сумме долга.

Чтобы подать заявку на получение отсрочки, необходимо обратиться в свой банк с заявлением, и в течение 90 дней подтвердить падение дохода. Важно не откладывать этот срок, чтобы банк смог проверить информацию, и – в случае несоответствия – у вас было время для повторного предоставления документов. Какие именно документы необходимы, уточняйте у вашего кредитора. Направить их в банк можно онлайн через личный кабинет на портале Госуслуг.

Каникулы длятся максимум полгода, но заемщик может прервать их в любой момент. В течение 6 месяцев вы свободны от всех платежей, однако льготный период не бесплатный. Проценты на сумму долга вам продолжат начислять, поскольку вы продолжаете пользоваться деньгами, а заплатить  нужно будет позднее.

Каникулярный долг по кредитной карте и начисленные проценты  необходимо выплатить в течение 2-х лет равными ежемесячными частями.

Получить каникулы по одному кредитному договору можно всего один раз. Подать заявку можно до 30 сентября 2020 года.

 Кибербезопасность

– Меня обманули телефонные мошенники. С банковской карты списано 60 тысяч рублей. Смогу ли я рассчитывать, что банк вернет мне деньги?

Отвечает Алексей Жуков, эксперт Отделения Астрахань Южного ГУ Банка России

– По закону банк обязан защищать средства клиентов от несанкционированных списаний. Вернуть деньги удастся при условии, что вы не нарушали правила безопасности, то есть не разглашали конфиденциальные данные и сообщили о краже не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции. Способ связи с банком для подачи заявления о несогласии прописан в вашем договоре. Это может быть уведомление по телефону или явка лично в офис.

Если мошенники ввели вас в заблуждение, и вы сами назвали реквизиты карты –  ее номер, срок действия, имя и фамилию владельца, код из трех цифр на обратной стороне карты или по чьей-то просьбе набрали или сообщили одноразовый пароль из смс, то вернуть деньги через банк не получится. Нужно срочно заблокировать карту через мобильное приложение, интернет-банк или позвонив в офис оператору. Также  необходимо обратиться с заявлением в полицию, указав все известные вам факты. Не стоит умалчивать произошедшее. Ваше обращение может помочь быстрее вычислить преступников и предотвратить новые случаи обмана и краж денег у других людей.

– Разместила объявление о продаже велосипеда на популярном сайте. Спустя 20 минут мне позвонил покупатель: предложил перевести всю сумму за товар, интересовался номером моей банковской карты и трехзначными цифрами на обратной стороне. Какие данные можно называть для совершения безопасной онлайн-сделки?

Отвечает Алексей Жуков, эксперт Отделения Астрахань Южного ГУ Банка России

– Для совершения сделки настоящему покупателю достаточно знать номер вашей карты. Однако если в объявлении вы указали номер мобильного телефона, то номер карты  сообщать необязательно.  Покупатель может перевести деньги по телефонному номеру, даже если у вас разные банки. Такая возможность появилась благодаря Системе быстрых платежей. Сейчас к ней подключены более 60 банков. Полный список можно найти на сайте sbp.nspk.ru.

Выходя на площадки онлайн-торговли, необходимо помнить, что под видом покупателя может скрываться мошенник. С помощью психологических уловок он попытается выманить у вас конфиденциальные сведения. К ним относятся ПИН-код, код проверки подлинности карты (три цифры на обратной стороне – CVV или CVC) и коды из смс. Никому и никогда не сообщайте эти сведения. Если у вас запрашивают такую информацию, знайте – это мошенники. Необходимо сразу прекратить с ними любое общение.

– Плачу коммуналку вовремя. На днях пришло смс с неизвестного номера о долге за услуги ЖКХ. Подпись в сообщении «Ваша управляющая компания» и ссылка на сайт. Может, у меня действительно долг. Как реагировать?

Отвечает Алексей Жуков, эксперт Отделения Астрахань Южного ГУ Банка России

– Сообщение о задолженности по ЖКХ с ссылкой – классический пример мошенничества. Никогда не реагируйте на такие послания – не отвечайте на смс, не перезванивайте по номеру, не переходите по ссылке. Чтобы прояснить ситуацию, сами позвоните в свою управляющую компанию, ТСЖ или ресурсоснабжающую организацию, обратитесь к старшей по дому за разъяснениями. При этом ни под какими предлогами, никаким специалистам не сообщайте реквизиты вашей платежной карты, пин-код, пароли из смс. Никто не имеет права знать или спрашивать у вас такие сведения. Что касается отправленной вам смс, то, вероятно, что она пришла не только вам, но и вашим соседям. Злоумышленники могли получить доступ к базе жильцов, подделать сайт вашей управляющей компании, и теперь пытаются заманить людей на фальшивую страницу. Внешне она может быть очень похожа на официальную. В чем опасность? Если вы не распознаете обман, и решите оплатить якобы возникший долг, введете свои персональные данные, реквизиты карты, логин и пароль интернет-банка, пароль из смс, то переведете деньги мошенникам или вовсе обеспечите им доступ к вашим финансам на счете.

– У меня уже был опыт общения с телефонными мошенниками, которые представились сотрудникам банка. Как реагировать, если такие звонки поступают вновь?

Отвечает Алексей Жуков, эксперт Отделения Астрахань Южного ГУ Банка России   

–  Необходимо немедленно прекратить разговор и положить трубку. Если вам звонили от имени банка, свяжитесь с ним сами по телефонному номеру, который указан на оборотной стороне карты и расскажите о ваших подозрениях. Однако ни в коем случае не перезванивайте по номеру, с которого поступил звонок. Мошенники научились маскировать свои номера под банковские, поэтому набирайте номер только вручную. Уточните у оператора, действительно ли с вами пытался поговорить сотрудник банка. Если – нет, обязательно сообщите о сомнительном звонке и попытке мошенничества. При этом в разговоре также следуйте правилам безопасности: не сообщайте номер карты, срок ее действия, код из трех цифр на обратной стороне, пароль из смс. Помните, что при дистанционном обслуживании настоящим работникам банка не требуются данные клиента. Единственное, что вы можете назвать при необходимости – это кодовое слово.

– У сына в компьютерной игре есть виртуальные друзья. Недавно один из них стал предлагать свою помощь в продвижении на новый уровень взамен на номер моей банковской карты. Неужели мошенники добрались до детей?

Отвечает Алексей Жуков, эксперт Отделения Астрахань Южного ГУ Банка России

– Действительно, под маской «друга» в играх, на тематических форумах этих игр, в группах социальных сетей могут скрываться мошенники. Современное поколение немало времени проводит в интернете. Отождествляя себя с онлайн-персонажами, дети и подростки готовы прикладывать много усилий для успеха в виртуальном мире. Этим и пользуются кибермошенники.

Многие школьники используют банковские карты, привязанные к счету родителей или оформленные на себя, ведь у них уже есть паспорт. Войдя в доверие к ребенку, кибермошенники активно общаются и придумывают самые разные уловки, чтобы выманить реквизиты карты, трехзначный код безопасности на ее обратной стороне. Кроме того, они могут попросить фотографии банковских карт или паспортов родителей. Этих данных может быть достаточно, чтобы украсть деньги со счета или оформить кредит на чужое имя. При этом, как правило, лжедруг убеждает ребенка держать их общение в секрете.

Учитывая популярность соцсетей и  онлайн-развлечений у детей и подростков, родителям важно вести финансовое просвещение, объяснять базовые правила безопасности в сети. Следите за тем, чтобы на смартфоне ребенка и домашнем компьютере было установлено современное антивирусное программное обеспечение. Кроме того, помните простые правила и расскажите детям, что нельзя пересылать деньги или документы незнакомцам, что-то покупать без ведома родителей, выкладывать в соцсети фотографии банковской карты, паспорта и других документов. Взрослым не стоит переводить на карту ребенка крупные суммы. Также стоит ограничить суммы списаний или количество операций по карте в день, чтобы мошенникам не удалось украсть с нее все деньги разом. Контролировать операции по платежным картам поможет смс-уведомление на мобильный телефон или push-оповещение в онлайн-банке. Не забудьте подключить эти услуги и расскажите ребенку, как контролировать действия по карте.

 Листовка “Осторожно-мошенники”

Выявление организаций, осуществляющих нелегальную деятельность на финансовом рынке

Финансовая культура